Двуручный меч


Это оружие, временами известное как старый английский "длинный меч", как оружие боя само за себя говорит. Оно было любимым оружием нашего короля Генри VIII в его молодые годы. И он собирался драться им на турнирах в "Поле золотой одежды", но Франциск 1 запротестовал, так как не существовало рукавиц, способных выдержать столь мощные удары.

Следующие уроки взяты из работ Мароццо (1536), Ди Грасси (1570), Якоба Зютера (1612) и Алфьери (1653).
Способ ношения друручника Способ держания оружия очень схож со способом держания Огромной палки, представленной в 1889 году в "Холодной стали" и взято из итальянских источников. Фактически, это способ боя двуручным мечом 16 века.

Лучший способ ношения двуручника взят у Алфьери. Его носят острием вверх в левой руке, которая сжимает рукоять у центра, плоскость клинка лежит на плече (не забывайте, что меч обоюдоострый).

Салют

1. Вытяните правую руку поперек тела и схватите рукоять у крестовины.
2. Поставьте меч перпендикулярно перед телом, крестовиной у рта.
3. Передвиньте меч вправо и опустите кончик вперед, остановив в 10 см от земли, отодвиньте правую ногу назад на 15 см.
4. Поднимите меч вертикально справа.
5. Перенесите меч через верх на левую сторону и вернитесь в походную позицию

Стойки

Высокая стойка

Одна из базовых стоек в технике длинного меча - высокая стойка. Немецкие мастера называли ее "vom Tah" или "vom Dach" (с крыши), а итальянские - "posta di falcone" (стойка ястреба), скорее всего из-за того, что мечник в этой стойки ожидает и, подобно ястребу, нападает на свою жертву сверху.

Высокая стойка - естественная позиция, занимаемая при выполнении fendente (вертикального удара сверху вниз). Из всех стоек эта - наиболее агрессивная; она ясно показывает оппоненту, что он будет очень скоро атакован. Большинство людей, которые видят эту стойку впервые, либо недооценивают ее, либо опасаются возможности нанесения сильного быстрого удара. Обе реакции можно использовать.

В высокой стойке необходимо помнить, что меч надо держать под углом в 45 градусов к поверхности земли, не разводить локти слишком широко (это создает впечатление уязвимости). Имеются вариации как с правой ногой впереди, так и с левой. Важно держать крестовину немного позади головы, а навершие на высоте лба или выше (но не слишком высоко).

Высокая стойка, Goliath,[1500]

Преимущества

Высокая стойка, Codex Wallerstein,[1470].
  • позволяет нанести любой удар сверху в голову, руки, бока или ноги без потери времени и сообщения направления атаки противнику
  • дает возможность нанести горизонтальные удары и сделать много разных финтов
  • очень агрессивна и очень быстра
  • провоцирует противника атаковать нижние части тела и позволяет быстро контратаковать
  • имеет большое защитное значение, хотя оно и не является явным. Филипо Вади писал: "делайте каждый блок как fendente, нисходящей атакой".

Недостатки

Эта стойка не позволяет нанести укол и Unterhau - удар снизу. Нисходящая атака может часто защищать от укола, если правильно рассчитана. Высокая стойка хороша на большой дистанции или в контратаке при подходе. Она слишком открыта в непосредственном соприкосновении.

Часто встречаемые ошибки

Часто можно наблюдать, что начинающие пытаются выполнять эту стойку, подняв меч слишком далеко за головой. Это слишком сильно раскрывает и удлинняет время реакции, не давая никаких преимуществ.

Другая общая ошибка - раздвигать локти слишком широко или наклонять верхнюю часть туловища слишком далеко вперед. В ударе необходимо держать локти ближе к телу и возвращаться в устойчивую позицию.

Отклонение меча немного влево или вправо не является ошибкой, пока не дает понять противнику направление вашей атаки. В начале я рекомендую при тренировке держать меч вертикально.

Вариации

Фьоре де Либери среди своих 12 стоек не приводит высокую стойку, хотя ее можно найти под именем "posta frontale di corona" (фронтальная стойка, названная корона), где меч держится перед бойцом, острие смотрит вверх. Эту стойку можно рассматривать как вариацию или средней стойки, или высокой стойки (я предпочитаю последний вариант). Это наиболее выгодно, когда доспех не позволяе вам поднять руки над голой.

Пьетро Монте сократил все стойки до двух вариаций высокой стойки - прима и секунда. У первой левая нога впереди, меч справа от головы, вторая - зеркальное отражение - правая нога впереди, меч с левой стороны.
Высокая стойка, Das Solothurner Fechtbuch,[1470]



Задняя стойка

Длинный хвост, Flos Duellatorum,[1410] Задняя стойка (posta di coda lunga - длинных хвост) явно не встречается в комментариях Ханко Добрингера к учению Йоханнеса Лихтенауэра и впервые мы ее находим у Фьоре де Либери в его "Flos Duellatorum" от 1410 года. Эта стойка, однако, встречается в большинстве редакций Талхоффера и более поздних трудах.

Эта стойка вводит в заблуждение и провоцирует. Она, кажется, должна раскрывать и позволять почти любые атаки, включая oberhau слева. В противоположность другим стойкам, задняя стойка не является симметричной и выполняется только с ведущей левой ногой. (для правшей). Меч удерживается немного сбоку, но не сзади. Лезвие под 45 градусов к земле. Это обеспечивает лучшие скорость и репертуар для атак.

Преимущества

Провоцируя и вводя в заблуждение, эта стойка требует спосокойствия и хладнокоровия, затрудняет противнику оценку дистанции. Допускает огромное разнообразие атак, включая быстрый oberhau задним лезвием и некоторые превосходные встречные удары.

Недостатки

Большая вероятность пропустить колющий удар, сильно открывает на близкой дистанции.

Хвостатая стойка, Paulus Hector Mair,[XVв.]

Часто встречающиеся ошибки

  • Нельзя стоять боком к оппоненту, как и в других стойках - это частая ошибка.
  • Если меч прятать за спиной, уменьшается число возможных атак и их скорость, несмотря на то, что меч спрятан от взгляда противника.
  • Также, если держать меч, направленным к земле, требуется больший поворот в запястье перед выполнением атаки, что выдает удар.

Вариации

Длинный хвост, Codex Wallerstein,[1470] Эта стойка не имеет вариаций. Заслуживает внимания, однако, что она похожа на стойку alber, после того, как мечник развернулся. Переход между alber и задней стойкой осуществляется через porta di ferro.



Низкая стойка

Глупец, Das Solothurner Fechtbuch,[1470] Низкая стойка, известная также как Alber (глупец) или posta di ferro mezana (полужелезная дверь) является сильной защитной и провоцирующей стойкой, которая позволяет дать некоторый отдых рукам. Ее немецкое название дано Йоганнесом Лихтенауэром, который объяснял, что только дурак остается в защите. С другой стороны, итальянское имя от Фьоре де Либери подразумевает ее высокий защитный потенциал.

Эту стойку часто недооценивают. Кажется, что она допускает только одно направление атаки - укол, а остальные требуют перехода в другую стойку. Стойка защищает ноги от ударов и уколов, а также позволяет быстро переставлять (versetzen) верхние удары (oberhau) и контрудары..

"Глупец" - симметричная стойка: меч направлен на оппонента, но удерживается низко в немного согнутых руках. Ноги не ставятся слишком широко. Очень важно стоять под 45 градусов к оппоненту.


Преимущества

Эта стойка провоцирует оппонента и дает возможность быстро контратаковать. Можно применять эту стойку для отдыха во время боя.

Недостатки

Теряется возможность быстро атаковать, отдается инициатива. Эта стойка чувствительна к быстрым атакам, направленным в верхнюю часть тела (blossen).

Часто встречающиеся ошибки

  • Будучи слишком сильно расслабленным, становится невоозможным совершать быстрые движения.
  • Слишком сильный наклон вперед или назад замедляет, что делает возможным атаку в верхнюю часть тела.
  • Боковая стойка затрудняет контратаку и открывает спину для различных нападений.

Вариации

Та же самая стойка с мечом возле тела названа Фьоре де Либери dente di cinghiale (кабаний клык), указывая на то, что она похожа на нападающего кабана. Если меч с другой стороны ноги, получается posta di dente cinghiale mezana (половинный кабаний клык). Стойка между низкой стойкой и задней стойкой - posta di ferro (железные ворота)

Кабаний клык, Flos Duellatorum,[1410]



Подвешенная стойка

Стойка окна, Flos Duellatorum,[1410] Итальянское название произвошло вероятно из-за впечатления, что смотришь в окно. Лихтенауэр назвал эту стойку стойкой быка, вероятно из-за того, что меч напоминает рога быка.

Для принятия этой стойки необходимо поставить вперед ногу, противоположную стороне, на которой удерживается меч. Клинок должен быть на уровне головы, гарда рядом с лицом или немного впереди.

У этой стойки много применений, как и у задней стойки, или у высокой стойки, и она дает лучшую свободу мечу из всех. Наиболее явная атака - укол. Другие атаки включают unterhau и zornhau. Все другие требуют перехода в другую стойку.

Достоинства

С большим радиусом действи, явной возможностью нанести укол и атаковать снизу - наиболее важные достоинства. Одна из сторон очень хорошо защищена. Эта стойка превосходна для применения winden-техник и связывания меча противника.

Недостатки

Другая сторона открыта. Эта стойка уязвима главным образом для низких ударов и уколов.

Бык, Das Solothurner Fechtbuch,[1470]

Ошибки

Наиболее частые - стойка боком и отведение кончика меча в сторону. Боковая стойка открывает другую сторону для атаки. Постановка кончика меча в сторону дает возможность противнику атаковать (uberlaufen). Если меч слишком выносится, то это тоже чрезмерно отрывает стойку.

Вариации

Бык, Goliath[1500] Йохим Мейер показывает свою Schrankhut и Hangen Ort с острием, направленным вниз. Эта стойка есть у Либери - не среди других стоек, но среди техник. Подобные им можно найти у Талхоффера в 1459 и во многих других манускриптах. Еще одна вариация могла быть у Либери, которая прикрывает правую сторону мечника от всех атак.



Средняя стойка

Средняя стойка является наиболее естественной позицией, и люди, которые берут меч впервые, обычно становятся во что-то похожее. Другие названия этой стойки - плуг (pflug) или короткая стойка (posta breve).

Длинная стойка, Flos Duellatorum, [1410] Несомненно, она самая загадочная из всех. Она не позволяет противнику определить, какой вид атаки будет нанесен. Она предлагает широчайшие возможности для атаки и нападения, обычно быстрым переходом в другие cтойки.

Принимая эту стойки, необходимо помнить, что острие должно быть направлено на шею или в лицо оппоненту. Клинок нельзя размещать параллельно земле. Меч следует удерживать перед собой, так, чтобы руки не касались тела, но были слегка согнуты, а навершие было на высоте пояса, а не паха. Ноги должны быть слегка согнуты, не расставлять слишком широко. Необходимо стоять полубоком к противнику. Это симметричная позиция.

Преимущества

Неясная позиция, которая позволяет внезапный укол и широкое разнообразие других атак вместе с эффективной защитой, особенно против oberhau (верхних ударов) и других атак в верхнюю часть (blossen). Ее вариация, posta lunga (длинная стойка), позволяет держать оппонента на дальней дистанции.

Недостатки

  • Почти любая атака требует перехода в другую стойку и немного "засвечивается".
  • Сомнительна атака ниже пояса и неожиданные атаки в лицо и кисти.
  • "плуг" легче всего обойти при вхождении в ближний бой, используя приемы ringen.
  • Обычно она остается единственной стойкой, сознательно используемой в бою.
Плуг, Das Solothurner Fechtbuch,[1470]

Наиболее частые ошибки

Часто исполняющие становятся боком к оппоненту, что мешает им нанести внезапную атаку с должной силой. Их спина предполагает нападать, ноги в неправильной позиции для выполнения быстрого шага вперед. Такая позиция не используется в бою с длинным мечом, хотя она превосходна в спортивном фехтовании. Лучшее всего расставить ступни под углом 45 градусов.

Другая общая ошибка - слишком расслабленный или слишком закрепощенный хват (мышцы напрягаются слишком сильно).

Вариации


Плуг, Goliath[1500]
Также не рекомендуется слишком сильно наклоняться вперед или назад, т.к. это приводит к потере равновесия и мешает ответам. Точную срединную стойку следует раскрывать в течение поединка.


Вариации срединной стойки включают posta lunga (длинная стойка, называемая также Langen Ort), при которой острие вытянуто настолько далеко в сторону оппонента, насколько это возможно. Это может удержать противника на расстоянии. Средняя стойка возле корпуса со сниженной позицией тела позволяет парировать удары, направленные в бедро.





Удары

Есть 6 основных ударов: два наклонно вниз по сторонам головы или плечам, два наклонных вверх и два горизонтальных удара, наносимых обычно в бок. Те, что наносятся в левую половину тела оппонента, называются mandritti', а те, что в правую - riversi. Шаблон дан под правую ногу, позднее - под левую с продвижением.

Мулине

Шесть мулине совершенно необходимы для приобретения ловкости в овладении двуручником. При их выполнении надо следить за тем, чтобы руки были достаточно вытянуты. Это нужно для того, чтобы руки не запутались в длинной крестовине меча.

Мулине 1.

Движение1. Вытянуть руки с мечом, направленным вперед, немного выше диагональной линии 1 на мишени. Правая рука у гарды, левая - на навершии.
Движение2. Опустите меч вниз основным лезвием круговым движением справа налево вдоль линии, проводя его рядом с левой стороной, завершите круг, поднимая его снова вперед.

Мулине 2.

Движение1. Вытяните руки, как выше, острие меча немного выше диагональной линии 2.
Движение2. Опишите схожую окружность, острие пересекает диагональную линию слева направо и проходит рядом с правой стороной.

Мулине 3.

Движение1. Вытянуть руки, меч направьте чуть ниже линии 3.
Движение2.Делайте диагональные восходящие удары и, после того, как меч пересечет мишень, завершите круг справа.

Мулине 4.

Похоже на предыдущее,только круг завершается слева и удары идут снизу вверх по диагонали слева направо.

Мулине 5.

Движение 1. - Вытяните руки с мечом, острие немного кнаружи от линии 5.
Движение 2. - Опишите горизонтальную окружность, меч двигается по линии справа налево, задняя половина окружности проходит через над головой.

Мулине 6.

Исполняется как и предыдущий, меч описывает окружность слева направо.

Замечание: вращательному движению меча сильно помогает тянущее движение одно рукой и толкающее - другой.

Есть определенное количество информации о каждой стойке, их вариациях, как двигаться к ней или из нее, и какое действие они подготавливают. Эта короткая статья не освещает этот материал. Она только представляет эти свойства пяти основных стоек. В дополнение к этим 5 "основным" стойкам, ести еще 4 другие важные (Кабаний Клык, Железная Дверь, Женская, Vechsel и т.д.), которые можно назвать "вторичными стойками". Из этих 9 шесть являются "симметричными" и могут выполняться как в левосторонней, так и в правосторонней позициях.
Стойка быка (Ochs) Первая позиция, Ochs (Бык) в базовом варианте допускает направление меча вверх и в сторону. Острие может быть направлено немного книзу или кверху, обычно оно направлено в лицо оппонента.
Стойка быка правая Правосторонний Бык (Finestra или "окно" в итальянских школах): острие направлено в лицо оппонента. Клинок удерживается гранями вертикально, рукоять за головой, так же как часто просто над ней.
Стойка плуга (Pflug) Оружие во второй стойке, или Pflug (Плуг). Переходить в нее лучше, делая один небольшой шаг ногой. У этой стойки есть несколько вариаций.
Плуг и Бык с левой стороны Плуг и Бык с левой стороны. Обратите внимание, что Плуг меняет бок впереди в зависимости о того, какая нога впереди. И еще, Бык/Окно (Ochs/Finestra) не является "подвешенным острием" или позицией подвешенной защиты.
Стойка глупца (Alber) Третья стойка, Alber (Глупец) получается путем опускания острия и рук. Делайте шаг ногой (вперед или назад) при переходе. Эта стойка называется также "срединная железная дверь".
Стойка крыши (Vom Dach/Vom Tag) Четвертая - Vom Dach/Vom Tag (Oberhut) (Крыша): поднять руки с оружием вверх (держать под углом примерно 45 градусов, не горизонтально). Удобно выполнить шаг ногой при переходе в нее.
Стойка головы боковая Стойка крыши может быть также выполняться больше над плечом, чем над головой. Заметьте, что клинок ни за головой, ни горизонтально. Некоторые доспехи не позволяют выполнить версию над головой. Отсюда боковая версия.
Стойка хвоста Пятая, "Хвост": вращать оружие вниз и вправо из верхней позиции. Опять же, очень полезно сделать шаг ногой, переходя в эту стойку.

Замечание: чтобы помочь студентам в обучении, я нашел, что очень эффективно перевести на современный язык названия наиболее фундаментальных позиций и стоек, универсальных у большинства средневековых и мастеров длинного меча начала Эпохи Возрождения. Но в дальнейшем, при переходе к более углубленному изучению и пониманию стилей боя разных мастеров, обращается внимание на различия между мастерами.


Hosted by uCoz