СУТЬ УДАРОВ
(ПРИЦЕЛИЛСЯ, ЗАМАХНУЛСЯ И... ПРОИГРАЛ)

 

Тактика - это правильное применение умений: маневрировать, рассчитывать действия противника, защищаться, готовить и проводить атаку. Однако, прежде чем обозначить специфику, следует остановиться на отдельных понятиях. Казалось бы, чего проще: «прицелься получше, замахнись пошире, да вдарь посильней... авось и победишь». Однако такой подход применим скорее крестьянину-ополченцу, но не воину. Существует несколько принципов, которые можно принять как аксиомы, однако любой из них легко обосновать или проверить на практике:
    1. Замах - есть защита, либо обманное действие.
    2. Замах ради замаха - действие, работающее на противника.
    3. Не допускайте пустых или одиночных ударов (они отнимают силы).
    4. Не прицеливайтесь, всё равно промажете (нарабатывайте удар «навскидку»).
    5. Если не знаете, как бить - перемещайтесь, либо вводите противника в заблуждение.
    6. Удар должен быть взрывом - максимальная сила и скорость в минимальное время.

Удар не должен существовать в «одиночестве», за исключением тех ситуаций, где всё зависит от единственного чёткого попадания (как правило, это редкие турнирные ситуации, когда бой продлевается до первого убедительного удара).
В бою, наиболее оптимальны серии из 2-3 ударов по различным секторам.. Они увеличивают возможность достать противника, позволяют «раздёргать» его защиту и не дают быстро сконцентрироваться и контратаковать.

Кроме всего прочего, серийный навык страхует и от так называемого «проваливания» когда рука и корпус, после промаха, пролетают вслед за мечом. В результате боец попадает в неустойчивое положение, и тратит больше сил и времени на повторный замах или защиту.

Слабым местом любой догматизированной системы, является обучение контрдействиям на конкретные, строго определённые атаки противника. Чаще всего, это действия партнёра, работающего в той же учебной схеме. Всё происходит по формуле: вас бьют так - вы отвечаете эдак. В результате - действия носят узкий, скупо регламентированный характер. В реальном же бою, атаки достаточно хаотичны, так как противники весьма разнообразны и по мышлению, и по стилю. Их действия врядли будут строиться исключительно по канонам, а удары будут приходить не по известной вам точной траектории, а из областей в 50-70 см. Поэтому гораздо целесообразней строить действия, учитывая «секторы возможной атаки». Весь спектр направлений ударов можно разложить на четыре основных сектора: на схеме, более толстыми линиями, обозначены чаще атакуемые зоны .

Не секрет, что предугадать сектор гораздо легче, нежели одну линию, по которой пройдёт клинок. Следовательно и защита значительно проще и эффективней, когда контролируются именно секторы.
Известно, что бой это атака, когда начали вы, либо контратака, когда противник оказался шустрей (или его вынудили действовать первым). Зная закономерности нанесения ударов, легко предугадать сектор удара противника и произвести неуязвимый вход в атаку или контратаку. Это вполне логично потому, что любые действия диктуются анатомией человека и имеют скоростные и силовые закономерности.
В данной ситуации, не имеет смысла рассматривать киношные «хитровымудренные» приёмы со сложной перекрученной траекторией, дважды меняющей своё направление. Такие удары невозможно нанести достаточно быстро и сильно, следовательно, в боевой ситуации они бесполезны и неэффективны. Ни один серьёзный боец не будет излишне финтить, чтобы не получить в ответ мощный прямолинейный удар. Наоборот, он будет стараться бить по наикратчайшей траектории, с максимальной силой и скоростью.
На схеме простыми стрелками показаны векторы реально эффективных ударов, двойными - нереализуемые направления. Легко заметить зависимость между положением бойца и возможными направлениями ударов.

ЛИНИЯ АТАКИ, ДВИЖЕНИЕ (ПЕРЕМЕЩЕНИЕ)

Обычно, линей атаки называют наикратчайшую (воображаемую) линию, соединяющую соперников. Однако, самая прямая дорожка не всегда приводит к успеху. Атака, построенная по прямой, слишком примитивна. Противодействовать такой атаке - одно удовольствие: достаточно перекрыть сектор возможных ударов. Целесообразней «окучивать» противника двигаясь по дуге, либо по касательной.

На схеме можно пошагово проследить запаздывание бойца, действующего по прямой линии: (расчёт прост: каждый боец, за единицу времени, совершает перемещение и удар)


В то время, как подвижный боец смещается с линии атаки и наносит удар, прямой атакует пустое место. Подвижный делает следующий шаг и удар, а прямой успевает развернуться, но снова попадает по пустому месту...

Иначе воспринимается атака по касательной, или круговой траектории. Реагировать на неё очень трудно, так как соперник постоянно смещается с привычной «пристрелянной» позиции. Прибавьте к этому, внезапную смену направления движения и вы получите ситуацию, когда прямой занят только ловлей подвижного «в прицел». В это время прямой остаётся практически на месте, а подвижный постоянно смещается, сохраняя возможность атаковать. Подвижная атака (контратака) может строиться по касательным линиям или по круговой траектории.


Основные виды движения:

    1. Уход с линии атаки (по кругу, или по касательной).
    2. Наскок (по касательной).
    3. Движение, мешающее противнику прицеливаться и атаковать (маневрирование по дуге, изменение положений щита и меча, мешающие противнику готовить атаку).
ЗАБУДЬТЕ ОБ ОТСТУПЛЕНИИ НАЗАД Отступление спиной, по прямой от противника - самое естественное движение человека. Однако, в нашем случае это прямая дорожка к поражению.
    1. Движение назад, может быть только в свободном маневрировании (когда необходимо «вытянуть» противника на атаку, либо ввести его в заблуждение, либо увеличить дистанцию для подготовки своей атаки)
    2. Во время атаки противника, движение может быть только вперёд или по дуге: вокруг соперника - вправо или влево.
    3. Если вы атаковали (входили в клинч) «по часовой стрелке», то выходите из атаки «против часовой». Если вы оборонялись «против часовой», то контратакуйте «по часовой».

В связи с этим, целесообразно начинать тренировку с упражнения «краб» (скоростное перемещение боком, приставным шагом, с резкой сменой направления). Это упражнение может заменять разогревочный бег. Обычно закрепление ударной техники в движении пытаются организовать по формулам: (шаг - удар), (отшаг - удар), (шаг - защита - удар), (отшаг - защита- удар) и т.д.

Навыки перемещения приобретаются в процессе работы с качающейся «балдой». При этом, любой организм сам формирует оптимальный образ движения. Нарабатываемая двигательная база, получается гармоничной и целесообразной для каждого отдельного телосложения и конституции. Немаловажно и то, что у бойца, уже с самого начала, начинает вырабатываться "чувство дистанции" - одна из важнейших составляющих фехтования.

СТОЙКА

В былые времена, по манере бойца держать оружие, определялась «опытность» поединщика. И в наши дни это, пожалуй, один из основных критериев определения потенциальной опасности бойца. Увы и ах, легендарным адептам таинственной катаны и изящным мастерам молниеносной шпаги! В Историческом Фехтовании, красивые классические стойки невыгодны и применимы лишь для ведения боя «вторым номером». Поднятый к голове, или выставленный вперёд, клинок слишком демонстративен. Рука теряет весь резерв дистанции, а противник, даже сам того не желая, акцентирует внимание на клинке и имеет больше шансов своевременно отреагировать на любое движение.

Когда же клинок «прибран к бедру», боец выглядит относительно безобидно, сохраняя резерв в длину руки. Кроме того, визуально нелепое положение меча вводит противника в заблуждение. Главное же преимущество состоит в том, что на самом деле, это оптимальное положение, которое позволяет почти мгновенно защититься или провести большую часть ударов.

На рисунке (лицом к зрителю) боец в характерной «подоплёке». Лишь на первый взгляд, он кажется достаточно открытым.

Необходимо оговориться и напомнить, что мы рассматриваем лишь технику поединка, ибо методика строевого боя имеет свои особенности и в движении, и в подоплёке, и в технике ударов. В строю, положение меча диктуется плотностью строя, наличием-отсутствием движения и задачей «боевого гурта» - удержать натиск, пробиться сквозь линию противника, смешать чужой строй, «стесать края» и т.п.

Как это ни покажется парадоксальным, но: Стойка - не есть единое положение частей тела, в котором пребывает боец во всё время поединка. Стойка лишь одна из ипостасей «подоплёки» действий! Это промежуточное положение для начала определённого действия, или определённого бездействия. Абсурдно видеть, как боец принимает ту или иную «стойку», находясь в пяти - восьми шагах от противника. Мало того, он умудряется перемещаться в этом хитросочинённом положении, теряя силы, подвижность, скорость. Видимо он считает, что это эффектно и красиво...

Именно промежуточное исходное положение и есть «подоплёка» (иногда «подоплёкой» будет называться подготовительное действие - удар). Именно подоплёка может заставить противника действовать предсказуемо, так, как нужно вам.


КОНЦЕПЦИЯ БОЯ

У каждого бойца свой характер, конституция, мышление и, было бы неразумным предлагать какую-то одну «универсально-оптимальную тактику».
В существующих методиках, как правило, действия бойца строятся по схеме:

1. Миг замысла + 2. сближение + 3. отвлекающий удар + 4. основной удар + 5. завершение атаки.

1. Миг замысла + 2. сближение + 3. отвлекающий удар + 4. дестабилизирующий удар + 5. поражающий удар + 6. выход из атаки с ударом.

Большое внимание уделяется на подбор-придумывание комбинации, её начало и правильное развитие, что сужает свободу и разнообразие действий. Сбой же на любой из первых стадий резко снижает результативность действий. Самым же, пожалуй, досадным является то, что боец находится в напряжении с момента замысла атаки до её конца. Нет необходимости объяснять, что излишнее напряжение снижает гибкость, реакцию, подвижность.

Главное - правильный вход в атаку, обеспечивающий фору в свободе действий и времени. Второй важный момент - своевременный разрыв дистанции (уход с линии атаки). Порой, пик атаки и приходится на разрыв дистанции.

Схематично действие бойца можно обозначить так:

1. Неуязвимый вход в атаку (сближение) + 2. Поражающий удар (серия) + 3. Неуязвимый уход с линии атаки.

Подробнее концепция экономного (взрывного) боя выглядит так:

  • расслабление
  • максимально возможный отдых и подготовка атаки в свободном манёвре
  • концентрация-взрыв
  • вход в атаку, атака и выход
  • расслабление
  • максимально возможный отдых и подготовка атаки в свободном манёвре
То есть действие начинается в «миг замысла противника» и, либо работает на ломку его атаки, либо развивается вопреки этой атаке. Основное же внимание уделяется концепции, режиссуре боя - подоплёке действий.
В последствии именно этим термином будет обозначаться суть поведения бойца, то есть обоснованность каждого движения, когда боец планирует не только свои действия, но поведение и мысли противника.

Подоплёка - это ещё и необходимое, точное положение бойца, без которого, даже отточенный технический приём может не принести успеха.

Несколько положений, как атакующего, так и оборонительного характера.
  • «Базовая подоплёка»
  • «Домик верхний»
  • «Домик нижний»
  • «Медведь»
  • «Суслик»
«Базовая подоплёка»
1-я ступень

Ноги чуть шире плеч. Корпус прямой. Щитовая рука чуть согнута в локте и отведена назад (без щита опущена вдоль тела). Кулак боевой руки касается корпуса на уровне бедра (тазобедренного сустава). Остриё меча находится на высоте плеча, клинок чуть наклонён к линии атаки.

Щитовая рука может отходить от корпуса, однако, это «положение готовности» больше настораживает противника, а это не всегда выгодно.

"Суслик"
"Домик верхний"
"Медведь"
"Домик Нижний"

РАЗДВОЕНИЕ ВНИМАНИЯ (2-я ступень)

Обычно и тренировочный, и боевой процесс обслуживается «цельным вниманием», когда боец поочерёдно - замечает атаку, контратакует, защищается, выискивает уязвимое место, перемещается и т.д. В «раздвоенном внимании» разделяется момент отслеживания действий противника и момент собственной атаки. Это особенно полезно при клинчевом характере боя. Методика тренировки проста, но требует кропотливой и регулярной работы по приобретению необходимых навыков:

Есть такое музыкальное понятие «из-под такта». Вот именно из-под такта следует наносить удары. Действия же щитом должны считаться «тактом», основным ритмом, зависящим от действий противника.

ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА (2-я ступень)

Нельзя недооценивать и пользу идеомоторной тренировки. Причём она хороша как в усвоении техники, так и в развитии тактического мышления. Остановимся на простейших приёмах:
    1. На сон грядущий.

      Ежедневно, ложась спать, спортсмен прокручивает перед мысленным взором правильное исполнение ударов. Он представляет, как наносит удары по "балде" в различном темпе и направлениях. Это чередуется с воображаемым спаррингом, когда сознание спортсмена само моделирует атаку противника и свои возможные контрдействия.

    2. На протяжении дня.

      Подобное упражнение повторяется в течении дня по 1-5 минут в любое удобное время. Польза таких тренировок уже давно известна, поэтому нет необходимости приводить результаты исследований.

Стоит лишь напомнить главное преимущество: за неимением возможности реальных тренировок, идеомоторикой можно заниматься везде - от салона общественного транспорта до пляжного шезлонга.

ИНТУИЦИЯ (предчувствие удара) (2-я ступень)

Иногда, в процессе боя случаются ситуации, когда действия противника выпадают из поля зрения.
Тренировочные занятия и поединки в условиях низкой освещённости достаточно эффективно вырабатывают навыки ориентации «по наитию». Уже на 5й-8й тренировке боец начинает предугадывать движения соперника, ориентируясь по силуэту, по моменту движения, иногда даже чисто интуитивно.

АРТИСТИЗМ (2-я ступень)

Главное - вовремя «слепить горбатого»
    1. Если чувствуете, что не устали, прикидывайтесь утомлённым.

      В определённый момент боя начните шумно дышать, опустите оружие, ссутультесь. Видя, что вы «испеклись», противник начнёт экономить свои силы и несколько расслабится.
      Либо соберёт остатки своих сил, чтобы побыстрей «дожать». В этот момент необходимо вытянуть его на максимально продолжительную атаку и, в конце её, быстро контратаковать.

    2. Если вам пришёлся слабый удар, притворяйтесь оглушённым.

      После очередного достигшего вас удара, быстро отступите, потрясите головой (коснитесь «ушибленного места»), потопчитесь на месте, всячески показывая свою робость перед продолжением. Начните отступать и внезапно контратакуйте.

    3. Если силы на исходе, старайтесь казаться свежим, бодрым и агрессивным.

      Чувствуя, что рука устала, а «дыхалка» требует передышки, подпрыгните по-боксёрски, начните круговое перемещение. Руку с оружием поднимите будто бы для удара, клинок уложите на плечо. При видимости готовности к удару, максимально расслабьте мышцы руки. Делайте быстрые короткие подшаги, но тут же возвращайтесь на прежнюю дистанцию (будто передумав).

Будьте непредсказуемым!

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Реальные соревновательные бои выявили несколько психологических проблем, знакомых многим бойцам по личному опыту. Иной раз именно они мешают ратоборцу одержать достойную победу или победить прежде всего самого себя. Остановимся на наиболее распространённых проблемах:
    1. Шок от того, что тебя бьют по-настоящему (запасайся надёжным снаряженим)

      Даже у самого робкого бойца подобное «шоковое состояние, как правило, проходит за 2-3 реальных боя. Более агрессивные бойцы успевают настроиться на нужный лад после первых ударов. Однако необходимо заранее настраивать начинающих бойцов на то, что бить их будут по-настоящему. Если не жалко доспехов, то руководитель может (если сможет) побиться с учеником в реальном контакте, чтобы дать ему почувствовать силу возможных ударов и реальную необходимость защищаться «пошустрей».

    2. Проблемы настроя (с корабля на бал)

      Попадая на турнир с поезда, автобуса или самолёта, не нервничайте. Если вы опоздали капитально, то ваши переживания ничего не изменят. Если же ваше опоздание не катастрофично, и вас всё же допустят к выступлению, то излишние переживания могут сослужить плохую службу.
      Чтобы сохранять спокойствие в подобных ситуациях, чётко вымеряйте, сколько времени вами тратится на облачения в доспех. Сколько минут нужно, чтобы перекинуть доспех с одного бойца на другого (если приехали с одним комплектом снаряжения).
      Помните, что лучше чуть задержаться, чем перегореть до боя.

    3. Проигрыш не трагедия!

      Вы в любом случае выиграли, увозя с собой самое ценное - опыт!
      Не бойтесь проиграть, бойтесь легко выиграть!
      Лучше подсказать судьям незамеченный удар достигший вас, чем соглашаться с «неточным» судейством.

    4. Чувство команды

      (поздравляй выигравшего, поддерживай проигравшего, но говори им правду)
      Очень смешно наблюдать, как команда на радостях качает победителя, которому явно подсудили. Становится неудобно и за «победителя», и за команду с детскими наивными улыбками, и за судей. Это не добавляет уважения никому! Посему, берегите честь команды: не радуйтесь «левым» победам, не поздравляйте с «натянутым» чемпионством, а сохраняйте лицо воина!

    5. Соперник тоже человек (лучше проигрыш, чем неуважение)

      Чем отличается тульская школа у которой «победа любой ценой»?
      Тут и удары под колено, и акцентированные удары в слабозащищённый локоть или кисть. Это конечно принесёт победу, но она будет приправлена изрядной ложкой неуважения и презрения. Вас будут считать «ломовиками», «долбилами», но не настоящими бойцами.

    6. В бою авторитетов нет! (психологическое давление)

      Не стоит особо комплексовать, когда перед боем вам начнут рассказывать, какой именитый и крутой соперник вас ждёт. Ибо крут лишь тот соперник, который победит вас в честном бою!

Некоторые бойцы, чувствуя всю несостоятельность своей славы и мастерства, прибегают к другому способу подавить: Как- то один из «великих тульских бойцов» в суперфинале «Меч России» подошёл к молодому парнишке, уступающему опытом, весом, и возрастом: - Можешь сниматься с финала! - сказал «великий». - Я уже нашёл покупателя на главный приз! - Поглядим! - ответил парнишка. После этого было забавно наблюдать, как «великий туляк» кругами убегал по ристалищу.

Посему, запомните: Вы пришли биться! О прочем будете думать после турнира! Эти и несколько других случаев только подтверждают старые простые истины: В бою авторитетов нет!

Если вас подчёркнуто игнорируют, значит вами интересуются!

Если вас пытаются подавить грубостью-высокомерием и т.п., значит вас опасаются!




ДОМИК

1-я и 2-я ступень

Щит сдвигается до колена и закрывает подол. Меч располагается сверху, защищая плечевой пояс и голову. Конец клинка может лежать на верхней грани щита. Стрелками показаны векторы уларов, пунктиром - линия атаки.

1-я ступень обучения допускает использование «домика» как положения в котором проходит перемещение бойца, либо защита при отступлении.

2-я ступень предполагает «Домик» исключительно в момент входа в атаку, в «миг замысла» противника.

СДВОЙКА

1-я ступень

Одновременное действие щитом и мечом в одну сторону. Как правило, сдвойка - движение на опережение, встречный удар в «миг замысла» противника. Наносится в разрез между своим щитом и щитом противника. Из стандартной «подоплёки», после ложного открытия определённой зоны.

2-я ступень

Сдвойка наносится из положения «Отдых». Подоплёка вынуждает противника подготовить атаку в по верхнему уровню (плечо-шея-голова). «Миг замысла» противника и является началом серии ударов. Удар наносится в боевое плечо, ключицу или голову. Щит бьёт в основание меча соперника. На схеме пунктиром обозначена линия атаки.


ОТСЕЧКА

Защита левого бедра и бока мечом. Подоплёка «медведь».

В «миг замысла», щит фиксируется в защите торса-головы, меч перебрасывается вниз к левому подолу в положение параллельное бедру, кисть на нижней грани щита. (атакующий удар - обратка, подъём)


ОБРАТКА

Удар лучевой гранью клинка. Наносится слева, от пояса, или от бедра, (как правило с подшагом). Подоплёка - «медведь», «отсечка».

ПОДЪЁМ

Удар под атакующую руку соперника. В область бедра, рёбер, подмышечной впадины. Подоплёка «медведь»-«отсечка»

СПУСК

1-я ступень

Спуск выполняется в двух вариантах: спуск «с финта» и спуск «с наскока».

  • Спуск с финта: на сближении - восьмёрка с выводом замаха сверху, затем удар с резким изменением направления.
  • Спуск с наскока: с дальнего расстояния делается «наивный» верхний замах и прямолинейное скоростное сближение. В последний момент (когда противник уже не успевает среагировать) удар идёт вниз.

ПЛЕВОК

(2-я ступень)

Молниеносный удар, на максимальной дистанции (необходимо идеальное чувство дистанции). Правильное выполнение «подоплёки» должно создавать у противника впечатление безопасности. Как только противник попадает в зону реальной досягаемости, следует взрывной удар (с разворотом корпуса в прямую линию: плечи-рука-меч. Удар должен приходиться четко сбоку, по горизонтали стремящейся вниз.

На схеме, стрелками даны векторы удара А - с точки зрения бьющего и Б - сверху. Пунктиром обозначено направление линии атаки (прямая между противниками).

РЕБРО
(СДВИГ РЕБРОМ ЩИТА)

2-я ступень

Подоплёка: щит противника располагается вертикально и поднят на уровень груди. Передняя кромка выдвинута чуть вперёд и направлена в сторону вашей щитовой руки.

Резким движением разверните свой щит чуть горизонтальней, чтобы грани щитов перещивались. Одновременно с этим нанесите удар кромкой своего щита в середину кромки щита противника, заставляя его сдвинуться и открыть торс. Тут же наносите удар в открывшуюся область. На схеме вид сверху: пунктирный круг акцентирует область контакта щитов. Стрелки показывают вектор сдвига щитов и направление атаки.

 
Hosted by uCoz