Боевая тростка."

Боевая палка тростка одно из наиболее любимых, широко распространённых видов оружия боевой артели. Традиция боевой тростки получила широкое развитие на территории Тверской, Псковской, Новгородской, Вологодской областей.

Изготавливали трости приблизительно одинаково повсеместно. Для этого использовали берёзу, вяз, дуб, ольху, но чаще всего можжевельник и осину. Осина, к тому же, отпугивала нечисть, осиновый кол вколачивали в могилу колдуну "чтоб мертвяк не ходил". У этого дерева, как ни у какого другого выражены боевые - поборающие качества, как мифические, так и реальные.

В д. Сельцо Удомельского р-на, сразу после ледохода все мужики и парни, шли в Бабинское болото вырезать осины под тростки.

Здесь существовал обычай оставлять на древке комель - "набудыгу", который старались выбрать поразлапистее и покряжистее. Возвратившись в деревню, с осины обдирали кору, стараясь не задеть дерево ножом, потом троску долго обжигали на костре, попеременно отмывая её от сажи и шлифуя травой с песком. Это делалось до тех пор, пока древесина не принимала густо - чёрный цвет и не переставала пачкаться. После этого на троску ножом наносился традиционный узор.

В Рамешковском районе узоры наносились на берёзовой тростке, по коре, после чего тростка обжигалась, кора снималась, и на палке оставался негатив чёрно-белого узора.

Иногда, как в селе Рождество Рамешковского р-на, верх палки искривлялся, такую форму тростки называли "клюшка". Ещё не обожёную палку обмазывали глиной в месте будущего изгиба и разогревали это место на костре. Размягчённую древесину палки изгибали, подвязывали верёвочкой и сушили, потом наносили узоры.

Весенний поход за тростками воспринимался как своеобразный праздник, повторяющийся ежегодно. К этому времени старые тростки приходили в негодность, ломались, либо их жгли.

Изготавливали обычно несколько палок, одна для ходьбы и боя, другая для праздника, такая тростка хранилась дома и редко выносилась. Наряду с обычаем ежегодной смены тросток, существовала традиция сохранения дедовских и прадедовских палок, передаваемых в роду как память о предках, служивших семейной реликвией.

Такие родовые тростки хранились обычно на чердаке, либо стояли в избе в углу.

Боевая палка хозяина дома (деревянная или железная) находилась, как правило, около входа, чаще всего в углу противоположном бабьему куту. Место выбиралось не случайно, "Чтоб на входе встречать, если кто полезет".

У выхода из избы, так же было принято ставить топор, вешать ружьё. Это место, символизирующее мужскую силу в доме находясь напротив женского угла, создавало оппозицию мужского и женского начал в избе, наряду с противоположностями мирского и божественного: печь- красный угол

Гость, входивший в избу, оставлял тростку на улице либо на крыльце, старикам не возбранялось входить внутрь избы с палкой. Узоры, наносимые на тростку, типологически достаточно устойчивы повсеместно. Старики обычно отрицают устойчивую последовательность нанесения узоров в своей артели. Однако некоторые локальные особенности существуют, так как те же самые люди устанавливают по тростке принадлежность хозяина к тому или иному округу, деревне, партии.

Большинство узоров выполняют функцию пиктографического письма.

Первый разряд символов мы условно назовём " артельные узоры". Они состоят из комбинации устойчивых знаков сложившейся в той или иной боевой артели и сознательно или по инерции наносимых на тростку всеми артельщиками.

Это самый сложный для изучения разряд узоров, так как невозможно проследить процесс складывания "артельного узора". Устроение устойчивой комбинации знаков могло длиться столетиями и наверняка со временем видоизменялось. Даже имея знаков-сосавляющих по отдельности, практически невозможно восстановить смысл принятой в артели комбинации символов. Например: деревня Арининское: трость из можжевельника, узор наносится по сырой коре, узор - змейка по всей длине трости. Деревня Черново: трость без рисунка. Деревня Симоново: по обожжённой трости наносились узоры: "шашечки", буква "Ж", "оскал", "бубнушечки". Село Ведное: трость была прямой, на ручке вырезалась змейка, а потом до конца трости шли шашечки.

Второй разряд - "знаки заслуг", наносимые на тростку в память о том или ином событии.

В селе Ведное и Дьяково Рамешковского района за победу над противником в палочном бою на тростку наносилась белая вертикальная черта, ещё одна победа - ещё одна черта, рядком по кольцу до замыкания, потом начинали следующее.

Подобные традиции по сей день существуют у снайперов - зарубки на прикладах, у лётчиков - звёзды на фюзеляже.

Мифологически тростка олицетворяла стойкость человека, его внутренний стержень, позвоночник (как кол проглотил), несгибаемость. Поэтому очень естественно наносить узор в виде вертикальной палочки в память о бое, в котором ты устоял. За неудачный бой наносился знак в виде горизонтальной черты "минус" как нашивка за ранение. Символика здесь та же - упал, положили, не устоял. Говорят, некоторые пытались вырезать себе незаслуженные вертикальные "палочки" - "для форса", за это били.

Практически, повсеместно на тростке наносился узор в виде шахматных клеток. Этот символ настолько характерен для украшения боевых палок, что его на ряду со знаком "оскал" или "зуб" можно считать архетипическим. Смысл узора описывается абривеатурой "УТРО" - " Ушёл Тропой Родного Отца". "Шашечки" как знак родовой дороги, династической традиции мы можем так же обнаружить в криминальной символике татуировок - на перстнях потомственных воров. На наш взгляд символ "УТРО" пришёл в криминальный мир "по этапу" т.е. из боевой артели, а не наоборот, иначе невозможно объяснить столь широкое распространение этого знака и локализацию его в культуре боевых тросток.

Не безынтересен тот факт, что символ шахматных клеток использовался в средневековой рыцарской геральдике. Там он означал, что предок носителя герба был участником крестового похода (т.е. проделал ПУТЬ в Святую землю).

Повсеместно в индоевропейском мире шахматные клетки символизируют дороги и дорожные службы, такси. Вероятно, пиктограмма "УТРО" - " ШАШЕЧКИ" является достаточно древним, весьма устойчивым символом, формировавшимся среди древних индоевропейцев.

В Тверском Верхневолжье известна традиция нанесения на верхний конец тростки четырёхконечного или восьмиконечного креста, в память о паломничестве или каком-то духовном событии в жизни владельца. Не исключено, что этот обычай генетически связан с артелями калик - перехожих, которые, если судить по былинам, не расставалить с походными палками.

"Встречу им-то Владимир-князь...
Завидили его калики тут перехожия,
Становились во единый круг,
Клюки-посохи в землю потыкали..."

Зачастую в былинах калики используют свои посохи как боевые палицы-тростки.

"Калика шла серёдочкой.
Стал он своею дубиною помахивать,
Как куды махнул, дак пала улица,
Отмахивал - переулочек,
Прибили всю силу неверному."

Ещё один архетипический знак боевой палки "ОСКАЛ" или "ЗУБ" объясняется обычно как "оскал на врага" или "имею зуб на врага".

Белый треугольник изображается вершиной вниз. Такой знак широко применяется для описания мужской поборающей силы, духа, Бога Отца. "На осину заговаривают, лихорадку и зубы: вырезав треугольник из коры ( во имя О. и С. и Св.Д.), трут им дёсны до крови, и прикладывают его опять на своё место". Чёрным треугольником изображается женская обережная сила, мать-сыра земля, курган.

Сочетание их передаёт идею верховенства Бога над землёй, мужчины над женщиной, поборающей силы над обережной.

Описывая виды тросток, необходимо упомянуть о навершиях. Нам известны навершия в виде "клюшек", "набулдыг", птичьих голов, человеческих голов, волчьих морд. Оформление наверший тросток очень близко к археологическим находкам наверший посохов из древнего Новгорода.

Были распространены железные кованые тростки, применяемые исключительно в боевых ситуациях. Обычно в сечении они восьми, шести или четырёхгранные. По форме чаще всего "клюшки", иногда с набалдашником, или заканчиваются кованным кольцом.

В русской волшебной богатырской сказке кованная трость - одно из самых популярных видов оружия. "Вот он и пошёл, выпросил у матери пять рублей денег и пошёл в кузницу, сковать трость... Он выходит, идёт к дому, закидывает тростку и квасу пьёт. Выходит на улицу трость летит. Он подставил ладонь - рука немного почувствовала".

В народной традиции сохранилось устойчивое отношение к тростке, как к самостоятельному существу наделённому личной волей, как к боевому товарищу. Здесь придание о мече-кладенце и дубинке-самобое сливаются с современной поэтической традицией артели кулачных бойцов:

"Вот такой я разбитной

Рубашка бело-розова

Я не сам окошки бил

Палочка берёзова."

"Моя палочка-махалочка

Подерёмся ка опять,

Если ты кого пристукнешь,

Я не буду отвечать."

Способы ношения тростки и обращения с ней достаточно жёстко регламентировались "Змей... Ивана зовёт. А Иван без тростки не садиться: "Это мой верный друг, без него есть не буду".

Проходя по деревне или на драку тростку носили в левой или правой руке, чаще в левой, таким образом, чтоб свободный конец волочился по земле.

Под Кушалином партия, шедшая на бой с железными тростями по булыжной мостовой, производила такой шум и лязг (без гармони), что её слышали за три-четыре километра. Таким образом, артель старалась устрашить соперников и извещала о своём приближении.

В Помостье, ту же функцию выполняла, волочащимися набулдыгами вниз тростками, дорожная пыль. Пыльный след, идущей на бой артели, был виден за несколько километров. Приближаясь к враждебной деревне (в Помостье), бойцы оставляли узорчатые тростки у осека (внешний забор огораживающий всю деревню) и на гулянье входили как бы без тростей (на самом деле, где-то в деревне заранее прятались палки и мочёные колы, специально приготовленные для драки). Мочёные колы изготавливались так: замачивались на неделю или несколько дней берёзовые, осиновые, можжевеловые колья, это придавало им дополнительную тяжесть, делало их крепче, к тому же мочёный кол не скользил по телу противника, увеличивая фактор поражения. "...колы вымачивались в бочке для воды, ими часто дрались.". Под Кувшиновом колы вымачивали в брусничном рассоле: "...вокруг головы обовьётся - не сломается.". Во вспыхнувшей палочной драке помимо заготовленных колов использовались и резные тростки, чаще местными, а застигнутые врасплох рвали колья из изгороди.

"В огороде затрещало,
Мой товарищ побежал.
Не надеюсь на товарища,
Надеюсь на кинжал."

Нередко бывало, что хозяевам пострадавщего огорода, на следующий день, артель толоком отстраивала новую изгородь.

В боях состязательных нередко использовались "берещанки" - тростки из наборной бересты с металлическим стержнем внутри. Боевые берещанки утяжелялись навёрнутыми на концах гайками. Часто берещанки обжигались и украшались орнаментом, как деревянные тростки.

Состязательный бой мог начаться с вызова противника на пляс с тросткой. Пляс проходил под наигрыш "Под-драку", "Буза", "Галаниха", "Весёлого" и т.д. В Удомельском районе вызванный мог наносить любые удары тросткой, а вызывавший во время пляса имел право только защищаться и атаковать ударом ноги. Цель пляшущих "на-задор" была оттеснить соперника к строю его артели. Как только это происходило начинался стеношный бой на тростках. Здесь можно было бить ногами, палкой и руками, лежачего не трогали. Задача состязающих состояла в том, чтоб прогнать артель соперников с гуляния, выгнать из деревни, однако бить противника в проулке считалось "подличеством" и наказывалось своими же, как и битьё лежачего.

Существовал такой способ наказания с применением тростки, называемый "сажать на красного коня": нарушителю между ног вставлялась палка в горизонтальном положении, двое, один спереди другой сзади, брали палку за концы и подбрасывали на ней провинившегося, как бы на коне, отбивая ему промежность.

В Помостье бойцами применялась оригинальная тактика боя "Ульём": находящиеся сзади бойцы "халявщики", действуя слаженно, защищали своими тростками идущего в атаку "оторви-голову". В случае отступления "халявщики" прикрывали прятавшихся за них оторвиголов, попеременно поднимая и опуская горизонтально расположенные тростки - отбивая все удары противников. Востановившись и передохнув "оторви-головы" выходили из-за спин халявщиков и снова шли в атаку хвастаться (биться).

Во время гуляния тростка могла использоваться и для заведения знакомства. Для этого нужно было, подойдя степенно сзади к парочке прогуливающихся девок, разделить их пару осторожным движением тростки сверху вниз. После чего парни брали под ручку приглянувшихся девок и дальше гуляли уже вместе с ними.

В Помостье ухажёры дарили девкам на память "ручники" женские тростки, напоминающие мужские, но короткие, около полуметра, часто на темляке. Их нередко изготавливали из поломавшихся в драках мужских тросток. В Рамешковском районе была записана техника боя такими короткими палками.

Согласно новгородским приданиям, палочные бои на Волховском мосту завещал сверженный Перун. "... и требища разори и Перуна посече и повеле въврещи в Волхов. И повязавши ужи, влечахуть и по калу, биюще жезлием и пихающе ... и вринувша его в Волхов. Он же, пловя скозь великий мост, верже палицю свою, рече: "На сем мя поминают новгородскыя дети" (ею же и ныне безумнии убивающеся...)".

Палочные бои на мостах мы обнаружим и в былине о Василие Буслаеве и повсеместно в обычиях кулачных бойцов Северо-Западной Руси.

Символика мужского начала и боевого духа хорошо видна в обычае посвящения в дружину посредством удара тросткой. Обряд видимо означал передачу этого духа новику через боевую палку. Ударить - (В - дарить), означает одарить, отдать. Аналогичный способ передачи воинского духа посвящаемому может производиться посредством меча или просто бьющей руки.

"Пришёл он, Костя, на широкий двор,
Василей тут ево опробовал:
Стал ево бити червлёным вязом
В половине было налито
Тяжела свинцу чебурецкова,
Весом тот вяз был во двенадцать пуд;
А бьёт от Костю по буйной голове,
Стоит тут Костя не шевельнится,
И на буйной голове кудри не тряхнутся.
Говорит Василий сын Буслаевич:
- Гой еси ты Костя Новоторженин,
- А и будь ты мне названой брат
- И паче мне брата родимова!"

Для того чтоб залить свинец в троску, выбирали берёзу растущую на болоте. У такой берёзы, как правило, от корня вверх - вдоль по стволу, тянулось естественное отверстие, туда-то и заливали свинец. Это отверстие могло использоваться и для крепления клинка на конце тростки. Можно предположить, что именно эта технология крепления на древках каменных наконечников использовалась в неолите, она значительно менее трудоемка, нежели сверление.

Тростка могла выступать в качестве орудия законодателя. Этот обряд назывался конаться (от слова кон). Применялся для выбора старшинства или первенства. Для этого все по очереди брались рукой за тростку, чья рука была последней, тот считался выбранным. Другой способ конаться заключался в состязании "кто дальше бросит". Вероятно, это очень архаичный способ жеребьёвки, по приданию таким способом был избран князь Кий (Кий - боевая палка с набалдашником).

Любопытный способ передачи силы и здоровья мы записали в Тверском Помостье в селе Сельцо (бывшая Деревская пятина Новгорода). Для исцеления боли в спине в первую весеннюю грозу мужчины и женщины выходили на берег р. Мсты. Мужчинам одевали на головы огумённые корзины (большие плетухи) и скатывали их с берегового склона к реке, а женщины бежали рядом и били по корзинам палками. Считалось, что после этого спина не будет болеть целый год.

Обобщая всё выше сказанное, мы приходим к выводу, что боевая тростка и вообще посох являются одним из ключевых образов восточнославянской воинской мифологии, заключающий в себе представление о волшебном оружии, внутреннем человеческом стержне и проводнике воинского духа.


Hosted by uCoz